среда, 14 декабря 2016 г.

Эссе
«Моя педагогическая философия»
«Учитель – вот моё призвание»
Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
В.О. Ключевский

Чем больше я работаю в школе, тем чаще убеждаюсь в том, что осуществила правильный выбор профессии, которая с раннего детства привлекала меня.
Сколько себя помню, всегда любила играть в «учителя»: у меня был свой «класс», дети - «игрушки», двери шкафа служили мне доской. В нашем доме собирались все соседские ребятишки, и мы играли в «школу». На улице также постоянно придумывала и проводила различные концерты, соревнования, игры. После уроков мы с одноклассниками не спешили домой, а часто занимались с отстающими и неуспевающими. Я испытывала постоянную жажду знаний и радость от обогащения ими.
И вот я уже ученица 10 класса. В нашей школе проходит День Учителя, по традиции день самоуправления. Как я мечтала провести урок! Вот он, мой первый урок, мне доверили быть  учителем биологии в 6 классе. Эти воспоминания я храню в своём сердце до сих пор. После окончания школы у меня не было «трёх дорог», я твёрдо знала, что я буду учителем! Только об этой специальности я имела полное представление со всех её сторон, я была уверена, что это моя профессия, моё призвание.
Я думаю, что при выборе профессии большое влияние оказал замечательный учитель математики, бывший директор школы №10, Шеленкова Людмила Николаевна. Она так увлекательно учила нас математике, что я даже сейчас применяю ее методы обучения. Людмила Николаевна была для нас примером и образцом для подражания.
Свой выбор – быть учителем математики – я сделала сразу,  будучи ученицей,  задолго до выпускных экзаменов.
Истинная педагогика требует от нас самоусовершенствования, а личный пример учителя – вот путеводная звезда для детей в сложном меняющемся мире. Работая с детьми, я поняла, насколько велика роль нравственного авторитета учителя и что только личным примером и поведением можно достичь успеха. Поэтому считаю, что путь постоянного самообразования и самосовершенствования жизненно важен и необходим для учителя. Убеждена: от учителя, от уровня его знаний, компетентности, эрудиции, нравственных качеств зависит, интересен он ребёнку или его просто «терпят».
Каждый день, приходя на работу, я чувствую, как внутренне преображаюсь. Отодвигаю от себя все свои личные проблемы и заботы, мысленно настраиваюсь на хорошее расположение к каждому ребёнку, которого сейчас встречу.
     «Поделись улыбкою своей, и она к тебе не раз ещё вернётся», - поётся в известной песне. Хорошее настроение «заражает» ребят. Иногда достаточно лишь похвалить ребёнка. И он из грустного или агрессивного превращается в весёлого и доброжелательного и с радостью включается в работу. Не надо скупиться на похвалу, комплименты и тёплые слова! Душа ученика – тонкий инструмент. Очень важно понимать ребёнка, правильно оценить его состояние в данный момент, быть с ним искренним. У В.А.Сухомлинского я когда-то прочитала,  что  «если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессии; если ребёнка постоянно критиковать, он учится ненависти; если ребёнка высмеивать, он стремится к замкнутости; если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины, но, в то же время, если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других; если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя; если ребёнка хвалят, он учится быть благодарным; если ребёнок растёт в безопасности, он учится верить в людей; если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире». Эти слова стали для меня главным ориентиром в воспитательной деятельности. Я все время пытаюсь оценить, насколько комфортно моим ученикам в школе, на уроках, создать уютную обстановку в классе, доверять своим ученикам, и дети отвечают мне благодарностью.
В процессе моего становления в роли учителя я определила для себя следующие требования, которым и стараюсь соответствовать каждый день:
 ученику нужно отдавать не только некую сумму знаний, но и частичку своей души;
 каждый ребенок вправе рассчитывать на внимание, заботу и любовь;
 учитель лишь тогда сможет научить чему-то детей, когда он любит их и свой предмет.
Я часто говорю своим ученикам: «Не ошибается тот, кто ничего не делает» и учу их не бояться высказывать собственное мнение, даже если оно окажется ошибочным, ведь «ошибка – путь к творчеству». Стараюсь создавать на уроках спокойную, доброжелательную атмосферу: каждый имеет право на ошибку, но никто не имеет права за нее наказать! Каждый мой ребёнок знает, что, если он сегодня ошибся, это никак не повлияет на мое отношение к нему как к человеку, его оценка сегодня - это показатель того, насколько он продвинулся  в познании мира, развитии самого себя. Оценка же всегда может быть исправлена – таков мой принцип. «Не стыдно не знать, стыдно  не учиться».
В моем представлении учитель - это друг и   советчик детей, не дающий готовой истины, а  сопровождающий  и направляющий  их в ее поиске. Сократ сравнивал учителя с дождевой каплей. Действительно,  как дождь открывает потенциал каждого зерна, так и учитель  открывает и взращивает  индивидуальность каждого ученика. В своей практике я применяю дифференцированный подход, который позволяет каждый ребенку проявить себя как личность.
Да, очень важно, знает ли ребенок таблицу умножения, умеет ли решать задачи. Но еще важнее, на мой взгляд, каким будет ребенок, когда он вырастет? Сможет ли он сам найти пути решения задач, поставленных перед ним жизнью? Будет ли «звездочкой» или растворится в толпе? А значит, в решении посвятить себя работе с детьми главное для меня заключается в том, чтобы помочь своим  ученикам  пройти трудный путь становления. Не сформировать личность, а создать условия для реализации ее способностей, не указать проторенный путь познания, а помочь найти свою, пусть даже труднопроходимую тропу,  помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо. Но как это сделать?   Этот вопрос я ставлю перед каждым новым уроком. Для того  чтобы «пробудить» ученика, вовлечь в раздумья, познавательную деятельность,  есть только одно средство – интерес. Через содержание учебного материала, через необычные формы уроков,  внеклассные мероприятия, через приближение изучаемого материала к жизненному опыту ребенка. Я мысленно в голове «прокручиваю» приемы, с помощью которых завтра буду объяснять новый материал.
Дети дарят нам радость. Я очень люблю наблюдать, как мои дети один за другим входят в класс, ловить их приветливый взгляд. Каждый ребенок талантлив изначально, каждый ребенок - это огромная вселенная, целый мир,  и прав Евгений Евтушенко:
Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы, как история планет.
У каждой все особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
И главная задача учителя – помочь раскрыться детским душам, вложить в них все хорошее, высветить то, что лежит в основе становления образованного и воспитанного человека и ориентировать на то, что действительно ценно и значимо в жизни.


Капченко Т.М., учитель математики МБОУ «СОШ № 2» 

1 комментарий:

  1. Предлагаю очень интересный и достойный конкурс от Инфоурок "Современный учитель". И, что самое главное, можно победить только своими силами (при должном желании и усердии).
    Все подробности можно прочитать на странице конкурса: https://infourok.ru/ur/eWFrb3ZsZXYtbmlrb2xheS1taWhheWxvdmljaA==

    ОтветитьУдалить